В этом году начинается реализация проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех субъектах Российской Федерации, а также программ «Транспортные коридоры» в более чем 30 регионах страны. Кроме того, Россия будет активно содействовать продвижению отечественных компаний и технологий на рынки зарубежных стран.
Система глобального позиционирования была принята в эксплуатацию еще в 1993 году. На сегодня все технические проблемы, мешающие массовому внедрению ГЛОНАСС, решены. В 2011 году завершилась реализация федеральной программы «Глобальная навигационная система», отмечает заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов:
«В результате орбитальная группировка космических аппаратов была развернута в полном составе. Была обеспечена глобальная доступность системы, точность навигации с использование ГЛОНАСС улучшилась на порядок. Начались испытания нового космического аппарата „ГЛОНАСС-К“. Президент России дал высокую оценку полученным результатам, оценив ее как вторую в мире глобальную навигационную спутниковую систему с параметрами, сопоставимыми с GPS».
Новая федеральная программа, рассчитанная на период до 2020 года, предусматривает развитие международного сотрудничества. Главная задача — сделать систему ГЛОНАСС одним из ключевых элементов глобальной спутниковой навигации, отмечает Виталий Давыдов:
«В настоящее время проводится работа по развертыванию измерительных средств системы за рубежом, организовано взаимодействие более чем с 40 странами. От большинства получено согласие на размещение российских станций ГЛОНАСС на их территории. В Бразилии в прошлом году была установлена и начала эксплуатироваться станция сбора измерения системы ГЛОНАСС. Поддержание конкурентоспособности системы отвечает не только национальным интересам России, но и приносит выгоду потребителям во всем мире».
Использование системы ГЛОНАСС на транспорте, в строительстве и сельском хозяйстве позволяет добиться серьезного экономического эффекта, оцениваемого примерно в 160 миллиардов рублей (более 5 миллиардов долларов) в год. Но не менее важно ее использование для укрепления безопасности. Ежегодно на российских дорогах гибнет примерно 28 тысяч человек, отмечает заместитель министра транспорта Алексей Цыденов:
«В данном случае имеет значение время на прибытие оперативных служб — скорой помощи, полиции. Это так называемое время золотого часа, когда еще можно оказать помощь пострадавшим с минимальными последствиями для их здоровья. Для этого внедряется система „ЭРА-ГЛОНАСС“. Она позволяет автоматически вызывать экстренные службы при авариях. Подобные системы создаются в Евросоюзе, Бразилии, США. Но Россия пока впереди в реализации этой программы. Чтобы „ЭРА-ГЛОНАСС“ заработала в полной мере, уже принят технический регламент Таможенного союза, предусматривающий установку в обязательном порядке с 15-го года терминалов на новые типы транспортных средств».
Основные принципы работы системы — бесплатность услуги, высокая надежность и оперативность. По прогнозам экспертов внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит спасать до 4000 жизней в год и сократить количество инвалидов. В 2014 году система будет готова к эксплуатации. Она станет основой для интеграции всех навигационных систем на транспорте, поскольку будет применяться в масштабе всей страны.